девушка сморит с улыбкой

Внушаемый человек


Что значит «внушаемый»? Внушаемый человек — тот, кто без критики воспринимает чужие слова, идеи, объяснения. Без анализа и разумного сомнения берет их себе. Точка зрения, картина мира или психическое состояние другого человека в момент становится его собственными. Внушаемость свойственна каждому из нас. Мы не можем самостоятельно проверить каждый факт, о котором узнаем. Необходимо, чтобы существовал баланс и мы могли опираться в важные моменты на собственный опыт. Кто же наиболее восприимчив к постороннему влиянию? Таковы все дети, их личность еще не сформирована. С возрастом начинают страдать память, внимание, интеллект. Внушаемыми становятся пожилые люди. Легко поддаются манипуляциям те, кто находятся в состоянии повышенной физической мобилизации: ухаживает за младенцем, сдает экзамены, много работает, находится в долгой дороге. Они психически истощены, находятся в постоянном напряжении, поэтому их запутать.

Разрушительные эффекты глубокого внушения. В статье «Цыганский гипноз» подробно говорим о сути древних и примитивных приемов гипноза, которые используют цыгане для выманивания денег и ценностей. Важнейший момент их стратегии — выбор жертв, наиболее поддающихся внушению. «На тебе порча, доставай денежку и все будет хорошо», — говорит цыганка. Кто-то рассмеется, а внушаемый человек потеряет разум от чувства опасности и начнет снимать с себя кольца и серьги. Тут и гипноза никакого не нужно, просто введи человека в состояние сильной тревоги и стресса, и он будет выполнять команды любого, кто в силе и спокойствии навязывает свою волю. Эффекты внушения бывают потрясающими по силе воздействия, так что кажутся магией:

человек молится«У меня муж ездил в командировку. Там, на вокзале, пока ждал поезд, к нему подошла цыганка и предложила погадать, позолотив ручку. Он вообще во всю эту ерунду не верил, решил ради прикола кинуть ей мелочи и послушать, какую ерунду она скажет. Достал кошелек… и очнулся только, когда увидел у этой цыганки уже в руках тысячу рублей. Ну он их и выдернул! Так цыганка на него и понесла: «За то, что такой жадный, не будет тебе удачи, будешь лежать парализованный и никто тебе не поможет!» Он приехал, все мне это рассказал, и мы как-то об этом забыли. Но с того момента человек начал меняться. Человек, добивавшийся в своей жизни всего только сам, человек сильной воли вдруг начал превращаться совершенно в безвольного, которому ничего неинтересно и ничего не надо. Я его перестала узнавать. Да он и сам через какое то время начал понимать, что что-то не так, но говорит, что ничего поделать с собой не может. Заставила сходить его в церковь, но он неверующий. Свечку поставил, но соответственно ничего».

Почему у людей не формируется критичность? Почему так много простофиль кругом? В идеале с взрослением у человека образуется зрелый центр «Я». Он ощущает себя ценным, важным, хорошим, принимая собственные слабости без самообвинения. Он сам, а не другие дают оценки происходящему. И ситуации, когда его запугивают, обвиняют, стыдят, не вызывают тревоги. Он не берет себе чужую позицию без анализа и осмысления. Такие личности формируются в благополучных семьях, когда ребенок получал достаточно внимания и любви, ему доверяли, его поддерживали, давая возможность совершать ошибки. Но если такой поддержки не хватило, то человеку без взятой от папы и мамы силы трудно стать «большой», взрослой. Мы навсегда грусть девушкаостаемся детьми, маленькими, потерянными, недостойными, поэтому легко подчиняемы более уверенными, злыми, хищными. Интуитивно ищем их и тянемся за ними. Заметили, как пай-девочки любят разбитных подруг и мальчишек-хулиганов? Люди, лишенные здоровой агрессии, воли отстаивать свое, легко сливаются с теми, кто данными качествами обладает. Давайте посмотрим, как это происходит на конкретном примере. Вот девушка рассказывает, как легко попала под гипноз обычных цыганок:

Мне было семнадцать. Шла по городу. А тут цыганки кружат и ко мне направляются: «Молодая, красивая, давай погадаем». Я,  первокурсница юрфака, решаю проверить на себе действие гипноза. Я же деловая, мечтаю о будущей карьере, когда буду с разными непростыми людьми общаться. Подумала,  надо закалять характер. Отходим за угол. Сразу скажу, что украшений, больших денег и ценных вещей при мне не было. Начался банальный рассказ, что мне кто-то завидует, на мне порча, выманивание бумажной деньги (я предлагала мелочь). Дальше в голове туман. Помню, как меня схватил под руку и вывел незнакомый мужчина (спасибо ему огромное!). Сказал цыганкам, что «она моя жена». Потом он начал меня отчитывать. Я ответила: «Может, у меня трагедия в жизни». И убежала.

Давайте встроим этот эпизод в общий контекст судьбы героини нашей статьи, особенностей её характера и отношения к старшим в семье. Такой панорамный взгляд на личность в целом поможет глубже понять скрытые механизмы того, что человек легко подчиняется. А просто нет своего, прочного и целостного, основания, на которое можно опереться при контакте с реальностью.

Причины формирования слабой структуры личности, подверженной повышенному риску внушения

1.Размытая позиция в семейной системе. Если в семье мы не занимали четкой и устойчивой позиции, то это чувство «я тут чужой, я не имею прав» будет актуализироваться в любой ситуации.

«Я — ребенок от первого брака. Второй муж мамы удочерил меня. Бабушка и дедушка замечательные, всегда по-доброму ко мне относились, как к родной. Но из разговоров знаю, что у отчима были конфликты с матерью, когда он женился на женщине с ребенком. Она была недовольна. Правда, мы всегда жили отдельно».

«Когда мне было 15, у папиного брата родилась дочка, некую разницу в отношении к ней я почувствовала, все-таки кровь есть кровь и внешне она полностью в их породу».

2. Родители сами верят в порчу, магию. Если родители сами были лишены здоровой критичности, легко верили всему, что говорят, то ребенок перенимает эту привычку.

испуганная девочка«Мне  было шестнадцать лет, ухаживал за мной мальчик. Однажды подарил мне коробку конфет. Возвращаюсь я домой вечером, и стало мне неудобно. Мальчик был неплохой, но родители мои «любови» не одобряли. Боялись, что учебу заброшу. Поэтому, зная свою маму, я понимала, что нравоучений в духе «в начале сладости, потом украшения, потом он от тебя что-то потребует взамен..» не избежать. И ничего не нахожу лучше, как положить коробку в наш почтовый ящик. Я думала, что аккуратно выйду ночью или утром и пронесу к себе, пока мама спит. Естественно, я проспала. Коробку с утра увидела мама. А тогда у них в коллективе часто обсуждалась тема порчи, вот она и решила, что это кто-то подложил не спроста. Я постеснялась признаться».

3. Отсутствие положительной реакции на действия ребенка, избыток критики, обвинений и стыжения как стиль воспитания. Так формируется образ «Я»: недостойный, плохой, неадекватный на фоне сильных, умных, хороших.

«До 25 лет я жила с родителями в частном доме. Попрекали постоянно. Хотя работала я там немало: летом  — огород, зимой — снег. И кирпичи таскала, и чего только не делала. Вот одного «тоже мне белоручка» в мой адрес хватило. Папа у меня на инвалидности. Нервы я им трепала парнями, поздними приходами, но в бытовом плане от и до ухаживала».

«Я стараюсь не рассказывать родителям ничего, потому что в любой ситуации останусь виноватой. Раньше я переживала. Сейчас на словах соглашаюсь, а делаю по-своему».

Мама часто критиковала мой внешний вид, повторяла: «Вкуса нет, волосы не такие, плечи не такие». За неоплаченную в день получения квитанцию отчитывала. Я не обижаюсь. Это особенности маминого характера».

«Моя мамуля — любитель чистоты. Вот не успела я сразу пресловутую плиту после готовки помыть. Так она, приболевшая и уставшая, после работы возьмет тряпку и будет ворчать, тереть. Я требую тряпку обратно, она: «Иди, помогла уже. Я сама, сама уж как надо лучше».

4. Повышенная ранимость и воспримчивость, особенности нервной системы. Врожденные качества нервной системы, когда нет психоэмоциональных ресурсов отстаивать себя, проще подчиняться.

девушка под дождем«Меня ругали в детстве, что слишком молчаливая. Могла сидеть со взрослыми и не перебивать, тихонько слушать. А надо мной потом смеялись: «Воды в рот набрала». Вот и как угодить взрослым! Мне кажется, многое зависит от темперамента ребенка. Я всегда была такой. Правда, во взрослом возрасте это стало доставлять дискомфорт мне. Помню, я на уроках всегда боялась разговаривать».

«Мне было лет 8. Мы с бабушкой ехали в трамвае. Я довольная сижу, пригрелась, ехать осталось всего остановку. И тут встает надо мной пожилая женщина и говорит моей бабушке укоризненно: «Это ваша внучка?» А парни молодые и мужики там тоже сидели, но к ним она не подошла. С тех пор уступаю всем. Уставшая, заболевшая, но уступаю. Радует, что ездить куда-то приходится редко. До работы пешком хожу. Я всегда уступаю, если еду в транспорте. Иначе меня совесть загрызет.  Но отчитывать кого-то, кто не уступил место, не умею, чтобы не нарываться на конфликты».

«Маленькая я гостила у папиного дяди. Просыпаюсь утром, но время раннее и хочется еще полежать немножко. Слышу, как на кухне тетя обсуждает меня со своей родственницей : «Не люблю Светку. У нее лицо вечно недовольное какое-то». Было очень обидно, ведь я не недовольная, а просто серьезная и задумчивая на самом деле.  А в детстве я поняла, что взрослые врут, ведь в глаза она меня хвалила».

5. Чувство вины и стыда за собственную злость. Человек стесняется негативных чувств, даже если они естественны для ситуации. Окружающие хорошо осознают, что вы не способны проявить агрессию, дать отпор, и легко продавливают нужные им решения.

«Я на родителей стараюсь приучать себя не обижаться, ведь они есть и я в любой момент могу позвонить, приехать, что еще важнее в этом мире. Для меня эталон отношения к родителям — мой отец. Дедушка выпивал, дрался, были у них взаимные обиды, а когда дед постарел, папа всегда заботился о нем, лечил, лучших врачей подключал при надобности. И сейчас после смерти деда считает, что мало сделал для него, не успел что-то важное. Бабушка тоже сложный человек и не сильно папу любит (меньше его брата). Но для него мать — святое».

«Помню, ездила в больницу к папе каждый день, возила домашнюю еду и разные мелочи. А он маме высказал, что я что-то дома оставила и не так с ним разговаривала в больнице. Сейчас я понимаю, что на его характер влияла болезнь, да и я сама в чем-то виновата, а тогда затаила в душе обиду от несправедливости».

6. Инфантилизм и эгоцентризм характера, сконцентрированность на себе. Человек не может выйти за рамки своего мира, не понимает мотивов окружающих людей.

ссора мамы и дочери«Я тоже поздний ребенок и привыкла, что мама всегда на коне. Болел папа, а мама даже в больнице не бывала годами. А потом у нее началось: давление, проблемы со сном, повышенная утомляемость и раздражительность, боли в суставах и другие проблемы. И да, я в двадцать лет не понимала это. Меня, вчерашнего подростка родители должны были принимать с капризами и гормональной перестройкой, а мама, казалось, просто ищет себе оправдания своей раздражительности. Я заботилась о родителях по мере возможности, а в душе роптала. Сейчас понимаю, что могла бы быть терпимей и добрее».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.