психопат

Психопатическая личность

«Личность — это система ее отношений, в которых она проявляется во всей полноте и целостности» (определение В. Н. Мясищева). 

Доминирование через контроль и агрессию — основной паттерн отношения психопата к другим людям. Такова его личность: подчинить себе окружающих — глубинная мотивация поступков. Конечно, прямо желание власти озвучить они не могут, поэтому так часто прибегают к игре и манипуляциям, чтобы их не раскусили. Вы можете нарваться на психопата, если ждете принца на белом коне, хотите получить «всё и сразу». Он легко подберет ключик. Сыграет на детском желании попасть с сказку, почувствовать себя принцессой. Тяжелы последствия общения с  психопатом:  вы почувствуете себя униженным, растоптанным, использованным. Страдает здоровье, самооценка, возможности реализации. Психопатом может оказаться муж или жена, родитель, начальник, подруга, клиент, ваш ребенок. Они обладают невероятно мощной энергетикой, могут быть харизматичны и притягательны.

Отец подходил и просто орал мне в ухо очень громко — ААА!  И смеялся. Постоянно щипал меня, тыкал пальцем, хлопал по заднице, любил наступить на ногу. Всё это с довольной садисткой улыбкой на лице. А наорать и обругать —  это вообще было что-то с чем-то.

В отношениях уже два года. Когда начали жить вместе, я поняла: что-то не так. Парень не разрешает ни с кем общаться. Угрозами заставил установить на телефон программу, которая следит за моими передвижениями. Любые попытки возразить ему заканчивались многочасовыми разговорами. В итоге он постепенно убеждал меня в том, что я не права. Боюсь от него уйти. Боюсь, что он будет меня преследовать.

Грустная женщинаПознакомились, показывал себя только с хорошей стороны, принц на белом коне. Потом начал резко давить мне на чувство вины. Выманил фотографии откровенные. Начал ими шантажировать, что всем расскажет, какая я озабоченная,  что я за деньги оказываю сексуальные услуги. Я на тот момент его серьезно воспринимала и реально его боялась, поэтому шла у него на поводу. Сейчас я понимаю, что это были детские манипуляции. Эти действия нанесли урон моей психике и здоровью. Прошло уже много лет, но жуткая тревога и панические атаки периодические остались. Просто ничего не могу делать, потому что чувствую себя недостойной. Этот человек еще принуждал меня к сексу манипуляциями. На самом деле меня от него и его жуткой физиономии тошнило. 

Человеку с психопатической структурой характера не удалось в самом раннем детстве испытать чувство привязанности. Поэтому внутри его психического поля нет «хороших» образов любви и поддержки. Он добивается своих целей, полагаясь на всемогущий контроль над другими: доминируя, устанавливая своё господство или осознанно манипулируя окружающими. Он похож на вапмира, «живого мертвеца», который сосет силы и энергию жертв. Из-за скудности эмоциональной жизни психопату всегда скучно, это и толкает его ради забавы садистически отыгрываться. Ни при каких обстоятельствах психопат не может почувствовать свою уязвимость, ему крайне важно ощущать себя всесильным. Ослабление защит может привести к психотической декомпенсации: галлюцинации, бредовые идеи, изменения мышления, речи и поведения,«синдром отказа», когда внезапно человек молча ложится и не отвечает на вопросы.

Признаки психопатической личности:

1.Демонстрация своей власти доставляет им огромное удовольствие. Они испытывают садистическое по своей природе возбуждение от преследования и нападения.
2.Маска силы маскирует скрытый психоз: из внутренний мир хаотичен и не приспособлен к реальности.
3.Не могут быть искренними. Все их поведение пронизано манипулятивностью — скрытым от осознания жертвы приемами, заставляющего окружающих  действовать вопреки своим интересам и желанию.
4. Непорядочные, лживые, любят плести интриги.
5. Ощущают своё превосходство, самолюбивы, их самооценка завышена.
6.Умеют подстроиться, понравиться, произвести хорошее впечатление при первой встрече.
7. Не чувствуют боли другого, не сопереживают. Холодные, жестокие, презрительные.
8.Нет совести, вину и стыд из-за своей жестокости и подлости не чувствуют. Не раскаиваются. До последнего будут отнекиваться и переводить стрелки.
9.Не могут любить никого, кроме себя. Не уважают чувства людей, их личное пространство. Их чувства поверхностны, притворы, фальшивы.
10.Не берут ответственность за свои поступки.
11.Их нужно постоянно хвалить. Нуждаются  постоянном одобрении, заботе, восхвалении.
12.Любят жить за чужой счет, спокойно эксплуатируют других. Паразиты.
13.В детстве  и в подростковый период драчливы, проявляют агрессию. Бурно выражают свой гнев и обиды. Легко оскорбляют.
14. Часто обладают интригующей и  притягательной смесью сексуальности и агрессивности.
15. Их жизнь крайне безрассудна, часто впутываются в финансовые аферы, сексуально распущены.

Как формируется психопатическая личность: основные теории

Стенограмма доклада  профессора, сертифицированного практикующего психотерапевта, юнгиангского аналитика  Голянич Валерия

источник

Психопатия — обычное явление в обществе. Это свойство характера, поведения. Этот тип личности существовал всегда. Он привлекал внимание и писателей, и кинорежиссеров. Они имеют удивительную энергетику. Пугают, очаровывают, притягивают. Человек кажется парадоксальным. Не вписываются в нормы морали и нравственности. Мы пристально за ним наблюдаем. Часто возникают антисоциальные проявления. Но важно знать, что они соотносимы они не только с психопатией. «Концептаульно диагноз относится к базовому недостатку человеческой привязанности и приверженности к очень примитивным защитам» (Нэнси Мак-Вильямс). Этиология расстройства четко указана: недостаток привязанности. Почему он возникает? Как формирует характер?  К чему приводит?

Нейробиология психопатии.

Исследования последних лет  говорят о том, что существуют некоторые нейробиологические предпосылки возникновения психопатии. Из-за дефицита любви, родительской враждебности или безразличия возникает дефект нейробиологического развития в виде неразвитости нейронных сетей между стволом мозга и лимбическими (эмоциогенными) структурами мозга. Отсюда активность ствола мозга держится на уровне выше среднего, а активность слаборазвитых лимбических нейронных связей — на уровне ниже среднего. Возникает атрофия важных нейронных сетей. Поэтому у человека не может сформироваться понимание тех эмоций, которые возникают в человеческих отношениях. Словно существует эмоциональный блок, не могут понять свои чувства.

нейроныФермент моноаминоксидаза-А (МАО-А). Фермент участвует в метаболизме важных гормонов: адреналина, норадреналина, серотонина, гистамина, дофамина (гормонов гнева, страха, радости). Фермент имеет две формы: активную и низкоактивную.  Дети с низкоактивной формой фермента в условиях жесткого обращения склонны формировать психопатическую структуру личности. А дети с высокоактивной формой МАО-А даже в условиях жесткого обращения не склонны формировать психопатические черты характера. То есть нет генетической или социальной предопределенности, есть  сочетанность этих факторов. Есть генетическая предрасположенность к психопатии, врожденная агрессивность.

Существует генетическая связь между социальными влияниями и генетической предрасположенностью.

Психоаналитическая теория психопатии

Психоанализ описывал генезис психопатии. Ребенок растет в условиях перманентной угрозы и хаоса, без любящих и защищающих отношений. Жесткое обращение, пренебрежение, обесценивание. Мать слабая, пассивная, отец жесткий, агрессивны. Не формируется нормальная привязанность. Ребенок не научается любить и принимать любовь.  Не формируется положительный внутренний объект. Ребенок не может идентифицировать себя с хорошим объектом. На 10-11 месяце жизни возникает идентификация с эксплуататорским объектом самости, архетипическим хищником, как говорят юнгианцы. Таким образом у ребенка не формируется младенческое ощущение первичного инфантильного всемогущества и возникают дефекты вторичного «зависимого» всемогущества. В последующий период ребенок не может принимать свою слабость и уязвимость. У него возникает хроническое стремление к подтверждению собственного всемогущества. Эта идея всемогущества захватывает его, сопровождает его по жизни. Это ядро личности психопата, которое толкает его совершать поступки, подтверждающие его силу.

Аналитическая психология

хищникРазрушительная сила жестокого воспитания. Жесткое холодное обесценивающее игнорирующее отношение к ребенку ведет к тому, что сознание, которое формируется, не может отделиться от бессознательного. Сознание, погруженное в бессознательное, не способно идентифицироваться с хорошими Я-объектами. Потому что этих хороших объектов не существует. Из-за отсутствия хороших объектов происходит захват внутреннего мира ребенка злобной и примитивной архетипической фигурой хищника. Происходит идентификация с нуминозным архетипическим образом хищника, формируется неспособность к установлению подлинной связи с другими и своей Самостью. Такой ребенок проявляет в своем поведении всю разрушительную идентичность. На ранних этапах развития затормозились процессы дифференциации хорошего и плохого, между сексуальностью и агрессивностью, между добром и злом. Основная доминанта поведения — доказать окружающим, что он смелый, сильный, умный, что он может управлять окружающими.

Базовый перенос психопатического человека — проекция архетипического хищника: «другой» воспринимается либо как добыча, либо как хищник-соперник.

  • относительно неразвитое Эго, неспособное испытывать привязанность к другим
  • прочное отождествление с архетипом Хищника лишает психику возможности развиваться и трансформироваться
  • недоразвитое Супер-Эго, что приводит к проецированию вины, отсутствию моральных ограничений, адекватного контроля над импульсами.
  • выживание, интеграция и обретение значимости обретается за счет актов доминирования, манипуляции, контроля.
  • сфера сексуальности и агрессии становятся смешанными,  поэтому их сознательное дифференцированное проявление невозможно.

Три мощных психологических процесса, препятствующих развитию сознания (ЭГО):

  • Противоположности в бессознательном не дифференцируются вследствие отсутствия «хороших» объектов. Нет дифференциации между хорошим и плохим.
  • Зарождающееся индивидуальное сознание в критический период, когда нормальны 9-месячный ребенок испытает страх перед чужими людьми, идентифицируется с архетипом чужого Хищника. Развитие с отсутствием «хороших» внутренних объектов прекращается.
  • Отождествление с нечеловеческой сущностью Хищника мешает нормальным взаимодействиям с людьми и накрывает сознание пеленой.

Бихевиоризм

ссора мамы и дочериВоспитание с дефицитом стабильной дисциплины и заменой эмоционального контакта на материальное вознаграждение, неспособность родителей к адекватной реакции на эмоциональные потребности ребенка приводят к тому, что он начинает игнорировать потребности других людей, позволяет себе делать то, что хочется. Он убежден, что может справиться с любимыми нежелательными последствиями бегством, диссимуляцией, соблазнением, запугиванием других. Родителям не хватает либо времени, либо психологической силы и энергии для того, чтобы уследить за энергичным и сильным ребенком. Мощный в психологическом смысле ребенок, энергичный с рождения, гиперактивный. Один родитель не может с ним справиться. Поэтому возникают идеи всемогущества, аморальность, агрессивность, асоциальность. Он не способен принять свою слабость, уязвимость. Хронически стремится к подтверждению собственного всемогущества.

Феноменология психопатии

  1. Ощущение скуки и стремление к поиску острых ощущений (дефицит серотонина и низкая реактивность ВНС)
  2. Неспособность учится на «горьком» опыте (проблема вербализации чувств и неразвитость «моральных» зон мозга — глазнично-лобных участков коры).
  3. Массивный аффективный блок — базовое возбуждение без ощущения конкретных эмоций из-за отсутствия основанного на отношениях понимания чувств. Неразвитость нейронных связей с лимбическими структурами.
  4. Хищническая агрессивность, садистическая жестокость.
  5. Постоянное использование манипуляций из-за потребности «сделать» другого и испытать после одержанной победы переживание высокомерного восторга.
  6. Асоциальное поведение в период до 15 лет (поджоги, правонарушения, прогулы в школе, жестокое обращение с людьми и животными).
  7. Отсутствие эмпатии и беспокойства.
  8. Эмпатия и доброта у других воспринимаются как признак слабости.
  9. Демонстрация идеализирующего переноса для манипуляции руководителями и помогающими специалистами.
  10. Редко выказываемая примитивная зависть — желание разрушить то, что больше всего желает.

раненая зебраОтличия аффективной агрессии от хищнической. Аффективная «теплокровная» агрессия возникает у человека, вегетативная нервная система которого бурно реагирует на ситуацию угрозы. Происходит мощный всплеск активности эндокринной системы. Мы обнаруживаем вегетативные реакции в виде тахикардии, повышения давления, покраснения кожных покровов. А когда говорим о хищнической «хладнокровной» агрессии, то сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда человек практически не воспринимает угрозу. Он абсолютно спокоен. Вегетатика не возбуждена. Он наблюдает за жертвой, как холодный хищник, затаившись и не испытывая никакого волнения. Нас поражает его немигающий холодный взгляд. Хищническая агрессия — отличительный признак психопатического человека.

Роль переноса и контрпереноса в диагностике и терапии психопатий

Контрперенос помогает понять, с кем мы имеем дело. Он возникает в ответ на проекции пациента. Контрперенос — точка отсчета в терапевтических отношениях. Он уже при первой встрече сигналит о том, что перед нами психопат. Всё, о чем буду говорить, прожито мной в отношениях с психопатической личностью.

1.Ощущение обесценивания и разрушения собственной помогающей идентичности. Кажется, чтобы мы не делали, как бы не помогали, как бы не сочувствовали, как бы не старались разобраться в перипетиях сложной жизни нашего пациента, он не ценит этого. Он продолжает относиться к нам небрежно, свысока, холодно. Что бы ты ни делал, твоя эмпатия ни к чему не приводит. В ответ возникает либо желание доказать свою ценность как специалиста, либо, когда отношения заходят в тупик, возникает агрессия, презрение, морализаторство. Здесь мы расписываемся в собственной некомпетентности. Он «сделал» нас и почувствовал садистическое наслаждение от того, что он унизил специалиста.

2.Часто в переносе мы чувствуем жуткий страх и дурные предчувствия. Потому что психопаты показывают свою садистическую агрессию, и есть ощущение, что этот садизм может быть нацелен и на тебя. Ответные реакции: ощущение пугающей безнадежности, желание сбежать или стремление не принимать во внимание ощущение угрозы, подвергая себя реальному риску.

3.Неверие в то, что человек может быть таким скверным.

4.Осуждение (морализаторство) и чувство безысходности.

5.Иногда некоторые специалисты очаровываются примитивной харизмой, дерзостью и агрессивной сексуальностью, неуправляемой аффективностью.

6.Раздувание от инфляции  — иллюзия возможности исцеления.

Основные психопатические защиты

  1. волкВсемогущий контроль  — защищает от стыда, хаоса, неуверенности, отвлекает других от распознания сексуальных перверзий. Помогает чувствовать свою силу, всемогущество.
  2. Обесценивание — защита от «черной» зависти. Чем более продвинут, креативен, успешен человек, с тем большей вероятностью он будет обесценен.
  3. Проективная идентификация — защита от плохой части себя, её отщепление и перенос на другого.
  4. Отыгрывание во вне — защита от чувства своей беспомощности и уязвимости.
  5. Диссоциация — минимизация своей роли (до амнезии) в жестоком преступлении.

Признаки психопатической личности:

  1. Жестокое обращение с животными, людьми, агрессивность в подростковом возрасте, антисоциальное поведение.
  2. Холодны, малоэмоциональны, нет эмпатии. Нет теплых чувств к жене, детям. Нет злости, депрессивности. Часто обращаются к терапевту по поводу отношений в браке, но сильных переживаний по поводу создавшейся ситуации не демонстрируют.
  3. Чувства, которые вы испытываете при общении (контрперенос): страх, тревога, чувство не ценности, безысходности, использованности, униженности.

Стратегия лечения психопата — твердость, честность терапевта, его идентификация со светлой стороной трикстера.

По книге Догерти, Вест «Матрица и потенциал характера. С позиций архетипического подхода и теорий развития»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.