Проективный тест «Три дерева»: диагностика эмоциональных отношений в семье

О методике в целом:  автор проективного теста «Три дерева» швейцарский психотерапевт R.J. Corboz писал, что методика родилась из практического опыта. Дети, готовившие подарок на День матери, обычно рисовали 3 дерева. Стало очевидно, что эти рисунках ярко передавались аспекты внутри семейных отношений, когда деревья соотносились с триадой «мама-папа-ребенок». В момент рисования человек бессознательно передает в образах деревьев важные для него черты близких. В особенностях рисунка, его цветовой гамме, обозначенных характеристиках нарисованных объектов зашифрованы актуальные в данный период отношения, мотивы поступков, которые чаще всего не осознаются. Этот тест создан для диагностики детей и подростков, но взрослым он тоже вполне подходит.

Практическая значимость методики: с помощью данной методики мы можем проанализировать внутрисемейные отношения, их особенности, наличие скрытых конфликтов, о которых детям трудно рассказывать словами. Кроме диагностических задач, использование таких рисуночных проективных тестов на первых консультациях помогает специалисту устанавливать прочный контакт с клиентом.

Предлагаю вам попробовать выполнить тест самим. Это лучший способ понять и разобраться, что именно и как мы будем интерпретировать.

три дереваИнструкция. Предварительно расспросите испытуемого: как его зовут, каков состав его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. Затем положите перед ним горизонтально лист бумаги формата А4 и попросите нарисовать «любые три дерева». После того, как рисунок будет готов,  похвалите ребенка и его рисунок.  Затем попросить у ребенка разрешения подписать деревья (взрослые подписывают самостоятельно).  Ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву.

— Молодец, замечательные получились деревья. Назови их. Давай мы подпишем деревья цветными карандашами?
— А какое дерево тебе больше всех нравится?
— Какое дерево самое большое?
— Какое самое маленькое?
— Какое самое молодое?
— Какое самое старое
— Какое дерево самое красивое?

Вопросы идут в строгой последовательности: от легких и приятных к неприятным и тревожным. Таким образом создается ряд сравнений, естественно воспринимаемых, на которые у испытуемого не будет возникать негативных чувств. Вопросы «Какое дерево тебе больше всего нравится» и «Какое дерево самое красивое?» также специально разделены, чтобы не возникало недоумение, ведь на первый взгляд они похожи.  С разрешения ребенка мы все данные им характеристики подписываем ПОД соответствующим деревом на рисунке.

Дальше задается вопрос:

— Представьте, что вы садовник. Что бы вы сделали с каждым из деревьев?

Если вопрос не понят, можно уточнить, что деревьям нужен полив, удобрение почвы, пересадка или, например, кому-то нужно подрезать ветки или дать ему больше солнца и тепла. Обязательно скажите, что с какими-то деревьями можно ничего не делать, им и так хорошо.

— Как вы думаете, кем из членов вашей семьи может быть каждое из деревьев?

Последний вопрос теста:  ребенка просят сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи. Чтобы избежать прямых сравнений и чтобы возникшие ассоциации были глубокими, не поверхностными,  можно предложить испытуемому выполнить какое-нибудь дополнительное задание, тест, упражнение. Затем ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи и подписать подходящим цветом.

Интерпретация проективной методики «Три дерева»

3 дерева

Проективные методики не могут иметь однозначных интерпретаций! Необходимо учитывать и поведение испытуемого, детали его рассказа о семье, эмоциональные и телесные реакции во время выполнения заданий. От исследователя в данной ситуации требуется и опыт, и интуиция. Выводы не должны быть поспешными.

1.Анализируем очередность рисования деревьев. Какое дерево было нарисовано первым? Оно наиболее важно в эмоциональном плане. Что было нарисовано последним?

2. Анализируем образы деревьев, насколько тщательно прорисованы.

Папа обратился к психологу из-за беспокойства за единственную дочь. По его мнению, она плохо ладила с другими детьми. У папы возник страх, что дочь-подросток из-за проблем будет не успешна в жизни. На её рисунке были изображены три красивых мощных дерева. Папа смог посмотреть на ситуацию глазами дочери, умной зрелой и рассудительной девочки, которой часто было просто скучно с ровесниками.

2.Для интерпретации помимо рисунка важны комментарии испытуемого к нему. Они фиксируются в протоколе.

3.Кто из членов семьи оказался исключенным? Почему? Это может указывать на скрытые конфликты.

4.Анализируется величина деревьев, расстояние между ними. Кто ближе к ребенку? Кого он расположил максимально удаленно?

5.Важна величина деревьев, занимают ли они центральную часть рисунка?

6. Анализируется расположение объектов.

Девочка пяти лет нарисовала два огромных дерева («папа», «мама»), которые заняли всю страницу. Поэтому маленькое деревце («я») было нарисовано в верхнем правом углу, на голове мамы. Мама обратилась к психологу из-за острых конфликтов с дочерью, ребенок, по её словам, отказывался подчиняться, стремился быть главным.

7.Есть ли на рисунке другие объекты? С кем их соотносит ребенок? Как он окрашен эмоционально?

Девочка 5 лет  кроме деревьев  («мама, папа, я») нарисовала рядом собой веселого пса. «Это мой старший брат». Задание позволяло рисовать только 3 дерева, поэтому четвертый значимый член семьи был нарисован в образе собаки.

8.Для интерпретации отношений важно обратить особое внимание на те действия, который испытуемый выполнял в качестве садовника. Они указывают на потребности членов семьи, как их понимает ребенок, а также те действия, которые он хочет осуществить по отношению к близким.

Мальчик, 12 лет, нарисовал хрупкое розовое дерево, которое соотнес с маленькими младшими сестрами. Его комментарий «Дереву нужны удобрения» указывает на доброе и заботливое отношение к ним, отсутствие ревности, чувство превосходства как старшего и сильного.

9.Для интерпретации цветовой гаммы рисунка можно попросить испытуемого соотнести цвета карандашей с основными чувствами. Вы заранее расспрашиваете ребенка, какого цвета радость, какого цвета грусть, гнев, обида, любовь и так далее. И уже на основе его индивидуальных предпочтений делаете выводы.

Полученный материал может быть использован в дальнейшей терапии: от методик символдрамы до системной расстановки.


  

ДОПОЛНЕНИЕ
Алгоритм по проведению методики «Три дерева»

1. Беседа с ребенком.
— какая у тебя семья:
— как кого зовут, сколько кому лет:
Мама ____________________________________________________________________
Папа ____________________________________________________________________
Братья, сестры _____________________________________________________________
Бабушка _________________________________________________________________
Дедушка _________________________________________________________________
Другие ___________________________________________________________________
— кем работают члены семьи:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
— какая квартира, есть ли у тебя своя комната:
__________________________________________________________________________
2. Нарисуй, пожалуйста, три дерева цветными карандашами.
3. Беседа по рисунку:
— Молодец, красивые деревья. Назови их. Можно мы подпишем деревья цветными карандашами?
— А какое дерево тебе больше всех нравится? (Можно подписать его?)
__________________________________________________________________________
— Какое дерево самое большое (оценка в уровне притязаний)?
__________________________________________________________________________
— Какое самое маленькое?
__________________________________________________________________________
— Какое самое молодое?
__________________________________________________________________________
— Какое самое старое
__________________________________________________________________________
— Какое дерево самое красивое?
__________________________________________________________________________

4. Что можно было бы сделать для каждого дерева?

(полить, внести удобрения, пересадить, огородить, или им и так хорошо)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Сравнить деревья с членами семьи.

При этом ребенок подбирает для каждого члена семьи карандаш наиболее подходящего для этого человека цвета.

__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

2 комментария

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.